Многие из нас, родителей, сами того не осознавая, накладывают на своих детей заклятия, которые мешают ребёнку стать успешным, создать счастливую семью, получать радость и удовлетворение от жизни.
Как это происходит?
Об этом я хочу вам рассказать в этой статье.
Каждое наше слово, действие и даже тон голоса и взгляд несут особые послания для ребёнка.
Эти послания могут быть поддерживающими и жизнеутверждающими. Они помогаю ребёнку справиться с трудностями, наполняют его уверенностью и силой.
Такие послания выражаются в одобрительном взгляде, улыбке и конечно же словах:
— У тебя получится! Я верю в тебя!
— Как здорово ты это делаешь!
— Смелее! Вперёд! Я тебе помогу!
И многие другие аналогичные послания, которые исходят от мудрых родителей, становятся путеводными звёздочками в жизни человека. Впитав их в себя, ребёнок на всю жизнь сохраняет в себе уверенность в то, что он сильный и сможет достичь поставленной цели.Но , к сожалению, очень часто родители дают негативные послания своим детям, которые отнимают силу у ребёнка и вселяют неуверенность. Это тоже остаётся на всю жизнь с человеком.
Такие послания превращаются в заклятия и формируют Проигрышный сценарий у человека.
Как это происходит? Давайте рассмотрим подробнее.
Пока ребенок маленький, его восприятие мира совершенно другое, чем у взрослого человека. Пока малыш еще в том возрасте, когда не умеет разговаривать, его может напугать любой громкий звук. В такой момент он может подумать, что кто-то пытается его убить. А по факту, это просто мама с папой радуются, что смогли создать уютное гнездышко своему любимому малышу. Ребенок очень восприимчив к мимике лица, движениям, голосу и запаху окружающих его людей.
Если мать обнимает ребенка с огромной нежностью, предоставляет ему себя, как опору, то в этом случае дитя может воспринять это, как некое послание, говорящее «я принимаю тебя и люблю тебя». Но если мама находится в напряжении и так же жестко держит ребенка, если она проводит с ним минимум своего времени, то он ощущает это, как «я отвергаю тебя и не желаю с тобой никаких прикосновений». Мать при этом может совершенно не сознавать ни своего напряжения, ни зазора между собой и ребенком. Это будет уже первое сценарное послание для ребёнка — «Мир меня не принимает!». Первая энергетическая атака на младенца энергией нелюбви. Она вынуждает его быть слишком напряженным уже в таком младенческом возрасте.
Иногда младенец может извлекать сценарные послания из окружающих событий, не связанных с родителями. Громкие звуки, неожиданные движения, разлука с родителями во время пребывания в больнице, – все это может казаться ребенку угрозой его жизни. Поскольку же он считает, что происходящим управляют родители, то может придти к выводу, что эти угрозы также исходят от них.
Позже, когда ребенок начинает понимать речь, невербальные сигналы все равно продолжают оставаться для него важными составляющими сценарных посланий. Физическое наказание или угроза такового может означать для ребенка, что этот родитель отвергает его или, возможно, желает его смерти.
Представьте себе первоклассницу, которая приходит из школы с только что полученной от учителя новой книгой для домашнего чтения. Она начинает читать ее родителям и спотыкается на незнакомом слове. Отец говорит: «Это слово ты прочла неверно». Данная фраза может сопровождаться самыми разными наборами невербальных сигналов. Каждый из них имел бы для ребенка иное значение в плане возможных сценарных решений.
Отец может говорить грубым громким голосом, скривив губы и недовольно сморщившись. При этом он может выбить книгу из рук дочери или даже дать ей тумака. Для ребенка такое послание значит: «Не желаю тебя видеть, лучше бы ты умерла».
Он мог бы произнести упомянутую фразу безразличным голосом, не отрываясь от газеты. Считав эти невербальные сигналы, она интерпретирует его послание так: «Ты для меня не представляешь интереса».
Он может сопровождать свои слова смешком и подмигиванием. Применяя стратегию Маленького Профессора, девочка может попробовать хихикнуть в ответ. Точно, Папа улыбнулся еще шире. Она поняла его послание: «Хочешь мне понравиться, играй дурочку».
Отец мог бы произнести эту фразу ровным голосом, сидя с ней рядом и указав на соответствующее слово пальцем. Затем он дал бы ей время вернуться к этому слову и перечитать его еще раз. В данном случае Взрослый отца сообщает ребенку: «Когда ты думаешь – это хорошо».
Однако чаще сценарные решения принимаются не сразу, а по истечении некоторого периода, в ответ на какие-то постоянно повторяющиеся послания. Скажем, младенец тянется к Маме, а она отворачивается от него. Он тянется вновь, и опять не находит взаимности. Лишь после того, как это повторится много раз, он может прийти к выводу: «Мама не хочет, чтобы я к ней прикасался». Маленькому мальчику, который услышал определение «это стеснительный ребенок», возможно, потребуется слышать эту фразу вновь и вновь на протяжении месяцев и лет, прежде чем он твердо решит, что он и в самом деле стеснительный.
Жизненный сценарий формируется также благодаря тем предписаниям, которые мы получали от родителей в самом раннем возрасте.
Предписания состоят из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Все мы получаем тысячи подобных предписаний от родителей и родительских фигур. Вот несколько типичных предписаний:
«Веди себя прилично!»
«Не капризничай!»
«Будь хорошей девочкой!»
«Много работай!»
«Ты должен быть лучшим в классе!»
«Врать плохо.»
«Не выноси сор из избы.»
Например, вот как формируется один из сценариев.
Предположим, в уме у меня крутится Родительское предписание: «Много работай!» Я могу следовать ему, чтобы преуспеть в школе и институте. Я могу продолжать много работать и в своей профессиональной сфере, достигнув благодаря этому высокого положения. Однако благодаря этому предписанию я могу также «сгореть на работе». Ради работы я могу пожертвовать отдыхом, здоровьем и друзьями. Если у меня роковой сценарий, я могу использовать предписание «много работай» для приближения развязки в форме язвы желудка, высокого давления или сердечного приступа.
Мы можем нести в себе отрицательные программы. Например, мальчик может научиться, подражая отцу, «как трудиться в поте лица, надорваться и умереть молодым». Маленькая девочка может научиться у матери, «как не давать волю чувствам и прожить остаток своих дней в глубокой депрессии»
О негативных программах или запретах я расскажу в следующем посте. Они также имеют очень важное значение в формировании эго и жизненного сценария.
Психолог Наталья Остапенко
Читайте также:
Внутренний Ребёнок живёт в каждом взрослом человеке и он хочет сказать что-то очень важное