Жизненный сценарий — наш бессознательный внутренний Закон, который управляет всей жизнью
Относительно недавно психологическая наука открыла секреты того, как формируется судьба человека.
Первым, кто выдвинул предположение о том, что каждый человек живет по принципу своих жизненных позиций был Эрик Берн. Эти жизненные сценарии предписывают нам поступки, которые мы совершаем и наше поведение в целом.
По мнению Берна это бессознательный план жизни, который закладывается с самого детства и у него четкая структура. Абсолютно не задумываясь мы делаем все по плану, к которому привыкли, мы понимаем его и можем предсказать. Мы чувствуем себя привычно и это дает нам иллюзию безопасности и контроля над ситуацией. Так «жизненные сценарии» можно назвать психологической защитой на подсознательном уровне от эмоциональных переживаний.
Из этого всего можно сделать вывод, что дети, воспитание которых происходило в одинаковых условиях, способны принимать отличные друг от друга решения. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они «кончат в психушке». Впоследствии один из них стал стационарным пациентом психиатрической лечебницы; другой стал психиатром.
Ребенок принимает решения по поводу сценария своей жизни без тщательного обдумывания, свойственного взрослым людям в случае принятия решений. Самые ранние решения обусловлены чувствами, а не мышлением, и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Они обусловлены также иным подходом к проверке их на соответствие действительности, нежели тот, которым пользуются взрослые люди.
Сценарий подкрепляется родителями
Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария.
Сценарий не сознается
Когда мы вырастаем, воспоминания о раннем детстве приоткрываются нам лишь во снах и фантазиях. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы вероятнее всего так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве, – несмотря на то, что мы, возможно, осуществляем их в своем поведении.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ
Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.
(1) Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который зачастую кажется ему враждебным и даже угрожающим для жизни.
(2) Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности.
Ответ на враждебность мира
Младенец мал и физически беззащитен. Мир для него населен огромными великанами. Неожиданный звук может свидетельствовать о том, что его жизнь в опасности. Безо всяких слов или логических умозаключений младенец знает, что если Мама или Папа уйдут, он погибнет. Если они чересчур рассердятся на него, то могут его уничтожить. Кроме того, у младенца отсутствует взрослое понимание времени. Если он голоден или замерз, а Мама не приходит, то, возможно, она уже не придет никогда, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть, – что ты навсегда-навсегда остался один.
Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Он уже подрос, он умеет ходить и знает, что это рождение для него скорее всего не смертельно. Но Мамино внимание, похоже, без остатка занято новорожденным. Может быть, любви на всех не хватит? Не заберет ли всю ее младенец? Теперь появляется угроза лишиться Маминой любви.
На протяжении всех лет формирования сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью.
В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды.
Малое дитя мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции оно также испытывает иначе. Сценарные решения принимаются на основе специфически детского мышления и чувствования.
Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный характер. Предположим, ребенку приходится лечь в больницу на операцию. Это связано с неприятными переживаниями даже для взрослого. Но младенец может переживать это событие как ужасное бедствие. Наряду со страхом он испытывает глубочайшую печаль от того, что с ним нет и, возможно, никогда не будет Мамы. И его переполняет гнев, так как она допустила, чтобы это с ним случилось. Он может решить: «Эти люди хотят убить меня. Мама позволила этому случиться, значит она тоже хочет меня убить. Лучше я их всех сам поубиваю прежде, чем они до меня добрались».
По правилам детской логики, нужно идти от частного к общему. Допустим, к примеру, что мать не всегда откликается на требования ребенка. Скажем, иногда подходит к нему, когда он плачет, а иногда нет. Из этого ребенок заключает не просто, что «Мама – человек ненадежный». Он может решить, что «людям доверять нельзя» или, возможно, «женщинам доверять нельзя». Девочка четырех-пяти лет может злиться на Папу за то, что он перестал проявлять по отношению к ней то тепло и заботу, которыми одаривал ее, пока она была младенцем. Скорее всего, она решит не просто, что «я зла на папу», а что «я зла на мужчин».
Ребенок может компенсировать свое чувство беспомощности, воображая, что он всемогущ или способен влиять на происходящее с помощью магии. Скажем, он чувствует, что Мама и Папа не ладят друг с другом. Он может решить, в особенности если он единственный ребенок в семье, что «в этом виноват я». Если родители дерутся между собой, он может решить, что в его задачу входит защищать одного родителя от другого.
Если ребенок чувствует, что родитель отвергает его, он может взять вину на себя, решив, что «со мной не все в порядке».
Маленькие дети с трудом отличают побуждения к действию от самих действий. Ребенок может чувствовать, что «убил бы этого сосунка, на которого все только и обращают внимание!» Для него это все равно, что сказать: «Я его убил». Далее он может заключить: «Я убийца, следовательно, я плохой и ужасный». Во взрослой жизни такой человек может испытывать смутное чувство вины за «преступление», которого он никогда не совершал.
психолог Наталья Остапенко
Читайте также:
Психологические травмы детей – как они формируются в благополучных семьях